БЛОК 1.
КАПИТАН ВОЛКОНОГОВ БЕЖАЛ
спикер: Валерия Байкеева
LET'S GO!

Вступительное слово

Валерия Байкеева: Можно смотреть кино, следуя за сюжетом и радуясь, когда случайно удаётся

предугадать очередной поворот…

А можно смотреть кино не просто, следуя за сюжетом, но понимать: кто-что-как и почему происходит

перед нашими глазами!

Я от души желаю вам видеть, слышать, понимать и чувствовать происходящее на экране,

как это делают профессионалы!

Инструкция

Посмотреть фильм «Капитан Волконогов бежал» – 2021г.
Режиссёр: Наташа Меркулова, Алексей Чупов.
В главных ролях: Юрий Борисов, Тимофей Трибунцев.
Просмотр занятий (1-3 серия)
Занятия лучше смотреть по порядку.
Иметь при себе блокнот и ручку для записей.
Рекомендации книг и фильмов.
После каждого блока у вас будет список материалов для самостоятельного изучения (список можно найти внизу).

1 серия

Описание серии:

1. Ключевое отличие антигероя от протагониста и антагониста: в отличие от протагониста, следующего моральным принципам, и антагониста — прямого противника героя, антигерой действует в «серой зоне» морали, сочетая притягательные и сомнительные черты.

2. На примере Одиссея покажем, как амбивалентность (сочетание героических и неоднозначных поступков) делает антигероя психологически достоверным и интересным для зрителя.

3. Рассмотрим структуру «мира антигероя» (дом, работа, окружение и др.) и концепцию «антимира» — условной реальности, где привычные нормы искажены, что подчёркивает специфику такого персонажа.

Climbers on Mount Rainier
4K Timelapse Video

2 серия

Описание серии:

1. Как отличить мотивацию антигероя от мотивации классического героя: если герой действует ради блага общества или высоких идеалов, то антигерой руководствуется личными интересами — местью, страхом, жаждой свободы или попыткой справиться с внутренними конфликтами. На примере Карла Морка

из сериала «Отдел Q» проследим, как эгоистичная мотивация постепенно трансформируется в альтруизм

под влиянием окружения.

2. Какую структуру имеет конфликт антигероя: разберём дуальную природу противостояния на примере Волконогова — его внутреннюю борьбу за человеческое достоинство («превращение из животного в человека»)

и внешнее противостояние системе. Поймём, почему сильный антагонист делает историю про антигероя значительнее и убедительнее.

3. Как происходит перелом в сознании антигероя и к чему он приводит: на ключевых сценах фильма «Капитан Волконогов бежал» увидим, как один простой вопрос (от маленькой девочки) заставляет героя переосмыслить свою роль в системе. В финале осознаем трагическую иронию: изначальное стремление антигероя к личному спасению (желание «попасть в рай») оборачивается новыми жертвами и крушением его планов.

Climbers on Mount Rainier
4K Timelapse Video

3 серия

Описание серии:

1. Как строится финальная развязка и катарсис в истории антигероя. На примере финала фильма «Капитан Волконогов бежал» разберём:

– в чём заключается переломный момент осознания для Волконогова;

– почему его финальное решение (прыжок) становится логическим завершением пути;

– как сцена с антагонистом подводит черту под темой «места в раю» для раскаявшегося, но всё же виновного героя.

2. Почему исходное событие — ключевой элемент истории, даже если оно остаётся за кадром. Проанализируем:

– как исходное событие задаёт мотивацию и траекторию развития персонажа (на примерах «Гамлета»«Ловушки»«Трёх билбордов…»);

– каких вариантов исходного события для Волконогова мы не увидели в фильме и как это влияет на восприятие его пути;

– почему отсутствие явного исходного события может ослаблять драматургию.

3. Как формировать зрительское отношение к антигерою. Сравним:

– героя — объект для подражания, воплощение идеала;

– антигероя — персонаж, вызывающий сочувствие и узнавание благодаря своей неоднозначности и человеческой правдоподобности.

4. На что обращать внимание при анализе драматургических недочётов. На материале фильма обсудим:

– проблемы с динамикой и сопереживанием в середине повествования;

– вопрос «случайности» персонажей в роуд‑муви-структуре;

– эффект вторичности и возможные референсы (фильмы Алексея Германа, Балабанова, Рогожкина и др.), которые могли повлиять на стилистику и нарратив.

Climbers on Mount Rainier
4K Timelapse Video
Учебная подборка: литература и кино для самостоятельного разбора. Автор подборки — Валерия Байкеева. Учебная подборка: литература и кино для самостоятельного разбора. Автор подборки — Валерия Байкеева

Учебная подборка: литература и кино для самостоятельного разбора. Автор подборки — Валерия Байкеева. Учебная подборка: литература и кино для самостоятельного разбора. Автор подборки — Валерия Байкеева

Ловушка (2024). Режиссёр: М. Найт Шьямалан
Мужчина приводит 12-летнюю дочь на концерт восходящей поп-звезды и замечает, что вокруг слишком много полицейских. Разболтав продавца мерча, он выясняет, что данное мероприятие — ловушка для давно разыскиваемого серийного убийцы
Король Талсы (2022). Сценарист: Тэйлор Шеридан
Осужденный нью-йоркский мафиози Дуайт Манфреди по прозвищу Генерал спустя четверть века выходит на свободу. Босс отправляет его в глушь — в Талсу, штат Оклахома — для организации там криминальной сети. Генерал берётся за дело со всей серьёзностью и начинает создавать новую криминальную империю.
Место встречи изменить нельзя (1979). Режиссёр: Станислав Говорухин
Убийства, засады, погони, перестрелки на фоне послевоенной Москвы. Сотрудники МУРа против таинственной и неуловимой банды «Чёрная кошка». Демобилизовавшийся офицер разведки Володя Шарапов начинает работать в отделе по борьбе с бандитизмом. Одно из первых дел, в расследовании которых он участвует, — убийство гражданки Ларисы Груздевой.
Контакты:
+7 926 862-08-77 Алина
Prokino.filmschool@yandex.ru
Made on
Tilda